Филиал

Яхромский район гидросооружений

Начальник: ФЕДОТОВА Ольга Михайловна
Телефон: 626-92-06

Яхромский район гидросооружений является одним из самых крупных районов канала им. Москвы и выполняет основную функцию канала по перекачке волжской воды в Москву.

Основной особенностью Яхромского района гидросооружений является наличие насосных станций.

Яхромский район гидросооружений расположен на северном склоне канала им. Москвы, протяженностью 60км, пересекает Клинско – Дмитровскую гряду. Колебания рельефа местности составляют 80 -100м. Характерной особенностью канала, отличающей его, в частности, от Волго-Балтийского водного пути является то, что на Волго-Балте, как правило, использованы естественные русла рек; трасса же канала, за исключением небольших ее отрезков на водохранилищах, проложена независимо от рек. В Дмитрове параллельно каналу течет речка Яхрома. И расстояние между ней и каналом здесь очень небольшое – всего несколько десятков метров. Эта речка “сопровождает”нас на протяжении почти 20 километров. Только если канал “течет” к Москве, Яхрома течет навстречу, к Волге.

В состав Яхромского района гидросооружений входит:

  • пять шлюзов №№ 2÷6,
  • пять насосных станций №№ 182÷186,
  • земляная плотина № 22 с водоспуском № 62,
  • дюкеры №№ 76, 77, 79, 83, 100, 92,
  • трубы №№ 78, 35, 102,
  • каналы №№ 283÷289а,
  • водосбросы №№ 51,52,
  • донный сброс № 122,
  • заградворота № 103,
  • дамбы,
  • лотки.

Гидроузел №2,


представляющий собой первую ступень подъема канала, состоит из однокамерного шлюза и насосной станции общепринятых для канала типов. Здесь суда, идущие с Волги, поднимаются на 6 м. На эту же высоту поднимается насосами перекачиваемая вода.

От гидроузла №2 до следующей ступени подъема - гидроузла №3 идет участок канала длиной свыше 43 км, который получил название длинного бьефа. В пределах этого участка нет центрального сооружения, вокруг которого компоновались бы другие. Весь участок представляет собой отрезок судоходно – водоводного канала с отдельно размещенными на нем сооруже-ниями. Для разъезда или стоянки судов построено пять уширений, при этом для одного из них использовано Татищевское озеро.

На этом участке размещены:

  • заградительные ворота №103, предназначенные для разделения бьефа между гидроузлами №2 и 3 на случай ремонта.
  • Четыре дюкера и труба, для пропуска под каналом сточных вод с прилегающей к каналу территории;
  • донный водосброс для опорожнения участка канала между гидроузлом №3 и заградительными воротами №103 при поднятии последних;
  • две пристани.

Далее, на 2х следующих ступенях подъема северного склона Клинско-Дмитровской гряды расположены соответственно гидроузел №3

 и №4.

Они представляют собой два однокамерных шлюза и расположенные рядом с ним насосные станции. Расстояние между гидроузлами около 4,0 км.

Начиная от гидроузла №4, канал пересекает водораздел между реками Яхромой и Икшей и проходит в глубоких выемках. Длина этого участка свыше 7км. Далее, следующие 2 ступени подъема занимают гидроузлы №5

 и №6

 

они последние на пути канала к водораздельному бьефу.

В их состав входят:

  • два однокамерных шлюза,
  • две насосные станции при каждом шлюзе,
  • земляная плотина на р.Икше, образующая Икшанское водохранилище.

Расстояние между гидроузлами 2 км. Насосные станции и шлюзы всех пяти гидроузлов одинаковы по конструкции и отличаются один от другого компоновкой и архитектурой зданий.

Канал Москва-Волга проектировался и строился с перспективой развития водопотребления г. Москвы и транспортного потока. Так при строи-тельстве 5-ти насосных станций на каждой из них были построены резервные ячейки для насосных агрегатов. В 80-е годы прошлого столетия в этих ячейках были смонтированы и прошли испытания новые насосные агрегаты, большей мощности и производительности 34 м3/сек вместо 25. В настоящее время заканчивается замена всех старых насосных агрегатов на новые.

При каждой из насосных станций сооружена своя подстанция открытого типа, на которой напряжение 110 тысяч В понижается до рабочего напряжения электродвигателей насосов. Кроме питания насосных станций, эти подстанции также служат для электроснабжения потребителей прилегающих районов. Распределительные устройства и пульт управления насосной части размещены в трехэтажном здании, которое сооружено на каждом гидроузле.

Несмотря на 70 лет эксплуатации, коллектив Яхромского РГС, состоящий на 01.06.2007г – из 392 человек, и сейчас обеспечивает надежную и бесперебойную работу сооружений. Размеры шлюзов канала позволяют пропускать все современные суда внутреннего и смешанного плавания без ограничения габаритов и грузоподъемности, а мощности насосных станций хватает для перекачки достаточного количества воды г. Москве.